год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

События


Мир как семья народов

Светлана Журавлева

С 3 по 5 октября 2010 г. в Барселоне проходила Международная встреча Молитвы о мире «Жить вместе во время кризиса. Семья народов, семья Божия».

 

Множество гостей — политиков, религиозных деятелей и просто людей доброй воли — собрались в Барселону по приглашению общины св. Эгидия и архиепископа Барселоны кардинала Луиса Мартинеса Систаша.

Такие встречи проводятся ежегодно, начиная с 1986 г., когда в Ассизи (Италия) впервые состоялся созванный Папой Иоанном Павлом II Всемирный день молитвы о мире.

На этих встречах в течение нескольких дней представители разных религий и разных государств собираются для общения, размышлений над самыми актуальными и трудными темами сегодняшнего дня, а в завершение происходит собственно Молитва о мире, которая начинается с молитвенных встреч представителей разных религий, проходящих одновременно в разных, но близко расположенных местах, а затем все объединяются для завершающей торжественной церемонии, на которой зачитывается и подписывается Воззвание мира.

За четверть века эстафета мира прошла через многие страны: Италию и США, Францию и Германию, Польшу и Кипр, Румынию и Мальту.

В 2001 г. эта эстафета уже приходила в Барселону: с 31 августа по 4 сентября здесь проходила встреча Молитвы о мире под названием «На границах диалога: религии и цивилизации в новом веке». А ровно через неделю грянула трагедия 11 сентября. И мир вскоре задался вопросами: как жить в этих новых условиях, как защититься от угрозы терроризма? Не является ли теперь диалог непозволительной роскошью, а то и вовсе утопией? (Об этом говорил в своей вступительной речи на сегодняшней, 2010 г., встрече в Барселоне Андреа Рикарди, основатель общины св. Эгидия.) Однако год за годом многие люди, представители разных религий, оставались верными этому призыву и продолжали собираться, чтобы возносить молитвы о даровании мира нашей планете.

Особенно драгоценными были свидетельства о том, что призывать к миру возможно вопреки войне, как, например, это было в 2008 г., когда Молитва о мире проходила на Кипре, в наполовину оккупированной стране. На встрече 2010 г. в Барселоне присутcтвовал Димитрис Христофис, президент Кипра, который говорил о том, что с момента своего избрания президентом не прекращает работу по воссоединению Кипра, чтобы будущему поколению вручить воссоединенную страну; а также о том, что и Кипр, и Испания — страны Средиземноморья, где исторически сосуществовали самые различные цивилизации, а сегодняшнему миру жизненно необходимо учиться культуре совместного проживания.

«Произошло поражение войны в ее стремлении принести мир» — сказал Андреа Рикарди в своей вступительной речи. Подтверждением этому стали множество свидетельств, звучавших на различных встречах Молитвы о мире — 2010. Свидетельств о том, что как раз отказ от насилия, от мести, оказывался спасительным.

Камил Али Азиз, министр религиозных дел Курдистана, в своем докладе на Круглом столе, посвященном проблемам миграции, говорил о том, что курды, пережившие в свое время страшные гонения, бомбежки, изгнание из родных мест, — сами, в свою очередь, отказались от мести и насилия. Сегодня Курдистан представляет собой хороший пример мирного сосуществования представителей разных религий: мусульман, как шиитов, так и суннитов, христиан и других. Также Курдистан принимает мигрантов, которые прибывают с юга или из других районов Ирака; на территорию Курдистана прибыли около 30 000 мигрантов. Власти Курдистана занимаются специальной работой по объединению общества,  проводят семинары и другие мероприятия, помогающие людям учиться жить в мире друг с другом и принимать различия друг друга.

Андрес Карл Нел, вице-министр юстиции и конституционного развития  ЮАР, в ходе дискуссии на круглом столе под названием «Нет справедливости без жизни», посвященном теме смертной казни, свидетельствовал о том, как в его стране удалось разорвать «спираль насилия». После победы над режимом апартеида встал вопрос о том, как поступить с теми, кто творил беззакония, будучи облеченным властью при том кровавом режиме: невозможно ни проигнорировать эти преступления, ни устроить расправу над виновными — последнее привело бы к умножению насилия. Выход был найден в том, что обвиняемые публично признались в совершенных преступлениях, но затем их преступления были амнистированы.

Теме смертной казни хотелось бы уделить особое внимание.

Первым выступлением на круглом столе «Нет справедливости без жизни» был доклад Тамары Чикуновой — матери, потерявшей своего сына: ее единственный сын Дмитрий был казнен 10 июля 2000 г. в Узбекистане, в ташкентской тюрьме, по ложному обвинению в убийстве двух человек. Причем в то время в Узбекистане, по закону, ни приговоренные к смерти, ни их родственники не имели права знать дату приведения в исполнение смертного приговора, у них не было возможности последнего свидания перед расстрелом.

Пройдя через мрак отчаяния, ненависти и желания отомстить за смерть сына, Тамара, благодаря знакомству с общиной св. Эгидия  пришла к тому, чтобы создать и возглавить единственную в Узбекистане организацию, которая стала бороться за отмену смертной казни — «Матери против смертной казни и пыток».

Отвечая на вопросы участников круглого стола, Тамара рассказывала о том, как она, несмотря на внутреннюю борьбу, снова и снова шла служить тем, кто обречен на смерть. Когда кого-то из приговоренных не удавалось спасти, она в отчаянии взывала к Богу: Господи, зачем Ты снова проводишь меня через эту боль? Но это могло быть вечером — утром же снова нужно было думать о тех, кто находился в камере смертников, идти к ним. По словам Тамары, приговоренные к смерти помогли ей преодолеть ненависть и жестокость — тем, что доверили свои судьбы.

Усилия Тамары Чикуновой и ее сподвижников не пропали даром: 1 января 2008 г. смертная казнь в Узбекистане была полностью отменена.

Для Тамары, как и для многих собравшихся в зале, ответ на вопрос «можно ли оправдать какими-либо соображениями смертную казнь» однозначен: смертная казнь — преступление государства против человека. Если государство позволит себе убивать жестоких преступников, вскоре может оказаться допустимым также убийство политических противников, представителей различных меньшинств, тех, кто беднее, и других людей, которые могут быть отнесены к «подходящим» категориям.

К тому же, смертная казнь вовсе не сдерживает рост преступности — об этом говорят исследования многих специалистов. Что же касается террористов, то, наоборот, кому-то из них перспектива смертного приговора может добавить дерзости, а террористы, приговоренные к смерти, могут стать мучениками, чья память будет вдохновлять террористические организации.

Зато смертная казнь может быть результатом судебной ошибки, которая, в отличие от ошибки с назначением любого другого наказания, не сможет никогда быть исправленной.

Тамара Чикунова говорила о том, что люди, выносящие и исполняющие смертный приговор, забывают, что жизнь — бесценный дар, который дан Всевышним Богом. Ни у судей, ни у общества, ни у государства — ни у кого нет права решать, кто должен жить, а кто должен умереть.

О бесперспективности насилия говорил и Селестин Твизере, представитель общины св. Эгидия из Руанды. «Мы пережили этот опыт в Руанде в 1994 г. Насилие переросло в геноцид и заставило людей поднять оружие против собственных братьев, считавшихся врагами только потому, что они принадлежали к другому этносу: хуту против тутси. Насилие казалось единственным решением всех проблем. Но ужасные убийства оставили глубокую пустоту в народе Руанды. Вопрос, который каждый из нас может задать: возможно ли было отменить смертную казнь в Руанде? Не нужно ли приговорить к смерти ответственных за геноцид?

В 1997 г. 12 человек были публично осуждены на смертную казнь. Казалось, что это может "излечить" раны и немного успокоить население. Но неожиданно вечером того дня, после приведения приговора в исполнение, в стране воцарилось великое молчание: молчание, полное угрызений совести, которое заставило нас быстро понять, что смерть не была решением, и дальнейшее применение смертной казни стало бы источником новой мести. До отмены смертной казни в 2007 г. в Руанде ждали смертного приговора около 800 человек, сотня тысяч людей были в ожидании суда! Можно себе представить, какую спираль ненависти и неудержимого насилия смогло бы раскрутить убийство такого огромного числа людей».

Также было драгоценным свидетельство Лилианны Сегре, пережившей ужас Холокоста. В 13-летнем возрасте она была отправлена вместе со своими родителями в Освенцим, через два года освобождена. Ей чудом удалось выжить, но все ее родные погибли. Лилианна рассказывала о том, как перед освобождением из Освенцима, когда немцы уже бежали и избавлялись от оружия и военной формы, один из самых жестоких немецких офицеров при ней снял с себя форму и пистолет. Ей захотелось убить его из этого пистолета, но это был всего лишь один момент. «Потому что я была не такой, как мой мучитель».

Как уже говорилось выше, девизом этого круглого стола было «Нет справедливости без жизни». Да, защита жизни — это основное, к чему мы призваны. Но справедливы и другие слова, которые Лилианна Сегре называла как цель своего сегодняшнего служения: «Я хочу, чтобы молодые знали больше о том времени, чтобы понимали сами и могли объяснить это своим детям: нет жизни без справедливости».

Согласно христианскому учению, очень важно, чтобы у каждого человека была возможность жить так, как заповедал Бог, потому что в каждом человеке присутствует Его образ и подобие. Но порой невыносимые условия жизни, нищета, делают невозможными нормальную человеческую жизнь, развитие социальной ответственности человека. Непростой теме бедности был посвящен круглый стол с парадоксальным названием «Бедные — сокровище Церкви». Казалось бы, выбранная тема — «немодная», а ее формулировка — провокационная. Бедные — сокровище?

В течение этих дней на многих встречах говорилось и о глобализации. В том числе, этой теме были посвящены отдельные круглые столы: «Этика глобализации», «Как нести религию в глобализированном мире», «Верующие в глобализированном мире», «Бескорыстие в эпоху глобального рынка». Общей мыслью было то, что глобализация, действительно несущая с собой новые возможности для человечества, вовсе не является решением всех имеющихся проблем; у нее есть и свои «теневые» стороны. Одна из них как раз касается проблемы бедности — как это не раз случалось в истории, происходит еще большее расслоение общества: богатые богатеют, бедные беднеют.

Хауме Кастро, представитель общины св. Эгидия из Испании,  говорил в своем выступлении на круглом столе «Бедные — сокровище Церкви» о том, что для современного общества, для правительств бедные — это источник всяческих проблем, в том числе, связанных с безопасностью общества; правительства стремятся к тому, чтобы бедных было как можно меньше. Но является ли задачей Церкви только борьба с нищетой сама по себе? Архиеп. Филипп говорил о том, что Церковь всегда творила дела милосердия; призвание Церкви — видеть в бедняке Христа. Но если Церковь будет заниматься исключительно ликвидацией нищеты, то она легко превратится просто в человеческую организацию.

По словам Хауме Кастро, Церковь без бедных была бы менее евангельской; Церковь — это Церковь  всех людей, и бедных в том числе.

Замечателен опыт общины св. Эгидия, которая и зародилась в свое время, отвечая на Божий призыв не просто к служению бедным, но именно к дружбе с бедными.

Община восприняла традицию Паолино ди Нола  (III-IV вв), который говорил своим собратьям, чтобы они приглашали бедных на обед прямо в базилику. Сегодня община св. Эгидия также приглашает бедных на обед в базилику, в том числе и в Барселоне. Когда Папа Бенедикт XVI обедал с бедными в базилике в Риме (этот обед был также организован общиной св. Эгидия), он повторил слова св. Лаврентия: «Бедные — это сокровище Церкви»[1].

Хауме Кастро говорил о том, что, поддерживая дружбу с бедными, мы исцеляем раны Тела Христова. Переживая этот опыт любви, мы переживаем Воскресение. Бедняк, получивший любовь, может сам делиться этой любовью с другими, таким образом, никто не может быть слишком бедным для того, чтобы помогать другим.

Почему же в мире все-таки существует нищета? Неужели она «санкционирована» Богом? И в Библии Сам Бог говорит: «…ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор 15:11) — эти вопросы поставил перед слушателями в своем докладе архиеп. Филипп. Но далее он процитировал слова Василия Великого: «Не по тому, что Сам не в силах пропитать нищих, оставил их нам; но нам же в благодеяние требует от нас правды и человеколюбивого плодоношения». Зависимость от других приближает к евангельскому переживанию нищеты духовной. Принимающий милостыню учится смирению, он переступает через ложно понимаемое человеческое достоинство.

Но это не означает, что человек, оказавшийся в ситуации бедности, «автоматически» приближается к духовному просветлению. Анна-Мария Питерс из Бельгии, несколько лет проработавшая в благотворительной столовой для бедных, устроенной общиной св. Эгидия, свидетельствовала о том, что часто ей приходилось сталкиваться с отчаянием, с озлобленностью бедных людей. Поэтому важно, служа бедным людям, не только помогать им материально, но и свидетельствовать о Евангелии, о Божьей любви — душа, не просвещенная Божиим светом, легко впадает во мрак отчаяния.

Хауме Кастро говорил о том, что Господь Иисус не хочет, чтобы была бедность; Иисус принимает близко к сердцу проблемы каждого бедняка. 

Таким образом, проблема бедности была рассмотрена с самых разных сторон.

Также в течение этих трех дней проходили круглые столы, посвященные таким темам, как  «Экология человека, экология окружающей среды», «Писание и верующий», «Жить вместе в мире города», «Средиземноморье — пространство встречи», «Иерусалим», «Срочность единства христиан», «Евреи и христиане в диалоге», «Африка в XXI веке» и другие.

 

 

Однако кульминацией этих дней стала собственно Молитва о мире. Именно молитва подвела итог трехдневным размышлениям и общению. О духовном измерении диалога говорил в своей вступительной речи Андреа Риккарди, когда процитировал слова Папы римского Павла VI: «Духовные истоки диалога (…) произрастают из замысла Божия. Сущностью религий являются отношения между Богом и человеком. Молитва представляет собой диалог, в котором эти отношения находят свое выражение». Андреа Риккарди также продолжил: «Мы верим, что "слабой силой веры" мы смело можем строить мир, который действительно стал бы семьей народов».

Молитвенная встреча христиан проходила в кафедральном соборе Барселоны. В ходе этой встречи было прочитано несколько библейских отрывков и прозвучали проповеди и размышления, комментирующие эти отрывки. Оле Кристиан Мален Кварме, лютеранский епископ из Норвегии, в своей проповеди на отрывок из Послания к Римлянам (13:8-10), тема которой была «Возлюби ближнего как самого себя», представил очень красивый образ, процитировав отрывок из Книги Притч: «Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку» (27:19), — и предложив комментарий к нему. «Один мудрый человек, комментируя этот отрывок, сказал: почему сказано "как в воде лицо к лицу", а не "как в зеркале"? И ответил: потому, что если ты хочешь увидеть свое лицо в воде, ты должен будешь наклониться над водой. Так же и в наших отношениях друг с другом: мы должны наклониться, чтобы познать  сердце другого человека так же хорошо, как и свое».

Действительно, если мы будем бережно и с благодарностью принимать друг друга, откладывая в сторону свои амбиции — как на уровне государств, религиозных общин, так и на личном уровне, — можно надеяться, что наш мир станет менее жестоким.

После завершения отдельных молитвенных встреч представители всех религий собрались на большой сцене, расположенной на площади перед кафедральным собором. Лучи заходящего солнца выглядывали из-за сцены, освещали людей, собравшихся на площади, потом солнце спряталось за сценой и домами, уступив темноте ночи. Но темнота рассеивалась светом прожекторов, а главное — огоньками свечей в двух огромных подсвечниках, которые по очереди зажигали все, собравшиеся на сцене, как бы соединяя этим символическим жестом все молитвы верующих.

Дети поднимались на сцену и принимали из рук религиозных лидеров листки с текстом Воззвания мира, чтобы передавать их политикам, а те, в свою очередь, должны были отвезти их в свои страны — чтобы Воззвание к миру не осталось только на бумаге, а могло быть воплощаемым в жизнь.

Фотографии автора.


 

[1] Св. Лаврентий Римский (ок. 225 — 10 августа 258) — архидиакон римской христианской общины, казненный во время гонений, устроенных императором Валерианом. Когда римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви, св. Лаврентий попросил три дня срока и роздал за это время почти все церковное имущество беднякам. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви».

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master