год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Книга жизни


Чудо Воскресения Христова

 

Проповедь на Пасху

Архиепископ Михаил (Мудьюгин)

 

МИХАИЛ (Мудьюгин), архиепископ (1912-2000). В миру — Михаил Николаевич Мудьюгин. Родился в Санкт-Петербурге, в семье служащего. В детстве Михаил прислуживал в храмах Санкт-Петербурга.

Получил музыкальное образование, хорошо играл на фортепиано. С 11 лет самостоятельно учил латинский язык, хорошо его знал.

В 1930 году арестован за участие в церковной жизни, получил три года условно, затем работал на заводе, одновременно учился в вечернем Ленинградском институте иностранных языков. Окончил его в 1933 году с дипломом преподавателя немецкого языка и переводчика технической литературы.

В 1932 году женился. Через некоторое время, не получив в Ленинграде паспорт, был вынужден уехать с женой на Урал, где преподавал в школе химию и немецкий язык. До августа 1941 года жил в Пушкине под Ленинградом. Во время войны работал на заводах в Свердловске и Новосибирске. Все время заочно учился и в 1946 году окончил энергетический факультет Института металлопромышленности.

В 1947 году вернулся в Ленинград. В 1953 году защитил кандидатскую диссертацию, кандидат технических наук. В 1953-1957 годах был доцентом в Ленинградском горном институте, преподавал теплотехнику.

В 1958 году принял сан: "...это было моей мечтой с детских лет". Служил в кафедральном соборе г. Вологды. В 1960 году в связи с тяжелым состоянием здоровья жены, которой не подошел вологодский климат, был переведен в штат Казанского храма в г. Устюжну. Заочно окончил семинарию (менее чем за 2 года). В 1963 году умерла жена.

В 1964 году окончил Ленинградскую Духовную академию (по заочному сектору) со степенью кандидата богословия за сочинение на тему «Состояние римско-католической экклезиологии к началу II Ватиканского Собора». Оставлен при ЛДА преподавателем латинского языка, затем — истории и разбора западных исповеданий.

В 1964 году получил сан протоиерея. В начале 1966 года получил звание доцента и был назначен деканом вновь организованного при ЛДА факультета африканской христианской молодежи.

В ноябре 1966 года возведен в сан епископа. Был епископом тихвинским, викарием Ленинградской епархии.

С лета 1966 года до 1968 года был ректором ЛДА. Ввел новшества, удержавшиеся до сих пор. При нем на богослужениях часто стали читать Священное Писание на русском языке.

С 30 июля 1968 года — епископ Астраханский и Енотаевский. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа. С 27 декабря 1979 года по 1993 год — епископ Вологодский и Великоустюжский. Ни в Астраханской, ни в Вологодской епархиях при Владыке Михаиле не было закрыто ни одного храма.

С 1981 по 1988 год — член Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

23 февраля 1993 года отправлен на покой с «глубокой благодарностью за понесенные труды» и просьбой продолжать научно-богословскую и педагогическую деятельность в СПбДАиС.

Вышли три его книги: об основном богословии, «Русская православная церковность второй половины XX века» и «Православное учение о личном спасении».

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе! Когда современный человек слышит о жизни, страданиях и смерти Христа Спасителя, это событие само по себе не вызывает какого-либо удивления. Даже можно не быть христианином, чтобы поверить в тот факт, что в определенное историческое время жил на Земле человек Иисус Христос, который много трудился, проповедовал Слово Божие, подвергался гонениям и, в конце концов, был предан, схвачен, истязуем, был судим неправедным судом и, распятый на кресте, — умер страшной смертью.

Но, чтобы принять великую весть о Воскресении Христовом, о событии, превышающем естественный порядок материальной жизни, требуется глубокая вера, требуется ответ человека не только разумом, но сердцем и волей, т.е. ответ полноценный, всем человеческим существом.

Тем не менее весть о Воскресении Христовом пришла в мир и, несмотря на то, что событие это имеет характер чуда, оно подтверждено и утверждено историей. Чудо Воскресения Христова утверждено здравым смыслом и всем тем, что логически вытекает из всей жизни Христа Спасителя, из всего нашего представления о Нем как о Богочеловеке, Который, по Существу будучи совершенным человеком, жил по-человечески, по-человечески подвергся страданиям и смерти. И в то же самое время мы ощущаем и переживаем Его как Сына Божия, Господа, пришедшего в мир для спасения людей.

В течение многих веков весть о Воскресении Христовом передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она по-прежнему волнует человеческие души, по-прежнему наполняет их. Но есть нечто, что сохраняется с самого начала, — это свидетельство Евангелия, написанного учениками Христа, Его апостолами, всеми теми, которые были сами свидетелями Воскресения, пережили это событие.

Воскресение Христово как историческая действительность основывается на двух фактах. Первый — это пустой гроб, о котором говорят нам все евангелисты, второй — то, что люди видели Христа Спасителя после Его смерти неоднократно, беседовали с Ним и что Он в присутствии всех вел Себя так же, как и до Воскресения. Об этом говорят все евангелисты, бывшие свидетелями этого события, и, что очень важно, апостол Павел, который сам не был свидетелем, писал спустя некоторое время после Воскресения Христова, но который узнал о нем от непосредственных преемников этой вести. В Первом послании к Коринфянам он пишет, что Христос Спаситель после Своего Воскресения являлся ряду людей. Он перечисляет их, в числе них — ближайший ученик Христа апостол Петр, апостол Иаков и другие. Здесь же говорится о явлении Христа «...более нежели пятистам братьям в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1 Кор 15:6). Если бы апостол писал то, чего не было на самом деле, то оставшиеся в то время в живых, на которых он ссылается, легко могли бы это опровергнуть и обвинить его во лжи. А это было бы полным ниспровержением его авторитета как учителя и проповедника, который путешествовал из города в город, из страны в страну, проповедуя Слово Божие. Естественно, что апостол Павел был весьма заинтересован в том, чтобы его авторитет как учителя и проповедника истины учения Христова был незапятнанным, значит, лгать и лже-свидетельствовать он не мог.

Было много попыток объяснения наличия пустого гроба, однако, всякие попытки объяснения этого естественным путем разбились о строго научный анализ Слова Божия, так что в настоящее время ученые, занимающиеся исследованием Священного Писания, смотрят на эти объяснения как на давно пройденный этап... Самым старым их них была версия о том, что Христа вынули из гроба Его ученики и распустили слух о Его воскресении. Но против этого выдвигается очень мощное возражение: ученики Христовы проповедовали Его Воскресение в течение всей жизни, терпели за это преследования, тюрьму, многие из них за веру свою заплатили жизнью. Невозможно представить себе, чтобы эти люди могли бы умереть за то, что сами же выдумали! Люди отдают свою жизнь за Родину, за веру, за истину, за тех, кого они любят. Но в жизни людей не бывает того, чтобы они отдали жизнь за выдумку и заведомую ложь!

Были и такого рода предположения, что Христос не умер, а находился на кресте в состоянии глубокого обморока и был снят с креста еще живым; лежа во гробе, Он якобы пришел в Себя, Сам вышел из него и потом явился Своим ученикам. Однако в связи с этим предположением было опрошено много медицинских специалистов и все они засвидетельствовали, что пригвождение ко кресту вызывает патологические изменения в организме: потерю крови, страшные раны, смещение внутренних органов, тяжелые отеки головного мозга; все это до такой степени истощает человека, что совершенно невозможно, чтобы он на третий день снял с себя пелену погребальную, отвалил огромный камень от гробницы, вышел, а потом весело и бодро стал бы разговаривать с людьми, как будто ничего с Ним не произошло. Это мнение тоже было уже давно опровергнуто.

Было также предположение, что ученики Христовы вовсе не видели Его, а это было нечто вроде галлюцинации или «массового гипноза». Но и это при внимательном рассмотрении лишено основания, ибо ученики Христа Спасителя видели Его не только, когда они были собраны вместе, но и по отдельности. Кроме того, Его ученики в большинстве своем были люди простые, привыкшие к тяжелому физическому труду и трудностям жизни и вряд ли могли быть склонны к такого рода галлюцинациям и своего рода мистике самообмана.

Много есть и других возражений. Но уже то, что сказано, является большим основанием для того, чтобы мы могли утверждать, что истинно верующий человек — христианин — верит в Христа Спасителя, в Его воскресение, в Его вечное пребывание с нами не только сердцем и волей, но и разумом. Такой человек ощущает Христа, переживает Его в своей жизни, беседует с Ним в молитве и получает ответ на свою молитву в событиях жизни собственной и жизни окружающих его людей; но и то, что говорят факты, что говорят исследования, является очень важным потому, что это все подтверждает нам, что наша вера в Воскресение Христа Спасителя не является слепой верой, противоречащей логике и действительности. Эти факты и данные свидетельствуют, что, даже подходя чисто разумно к событиям евангельской истории и прежде всего к факту Воскресения Христова, мы имеем все основания для того, чтобы принимать его как факт исторический, поставить его в основу нашего мировоззрения, нашего глубокого жизненного убеждения, нашей жизни в целом.

В течение многих веков проповедуется Евангелие, благовествующее о Воскресении Христовом. В течение почти двух тысячелетий в радостный день Святой Пасхи, Светлого Христова Воскресения, люди чувствуют себя обновленными, сбросившими с себя то, что тяготит человека в обычные будничные дни. Они чувствуют, что это — день великий, день особенный, день их освобождения и личного творчества.

Почему это происходит? Потому, что каждый человек, какой бы он ни был, даже тот, которого общество считает погибшим, обходит его с презрением, отталкивает его, даже такой человек имеет, по словам Достоевского, «искру Божию в душе». Человек носит в себе эту искру, и достаточно благотворного дуновения ветра, чтобы она разгорелась в пламя и осветила жизнь самого человека и все вокруг него.

И хочет человек, чтобы эти добро и правда торжествовали, чтобы они не были забыты, чтобы ненависть и злоба не торжествовали над добротой и любовью. И когда душа человека слышит, что такая Личность как Иисус Христос — воплощение добра, истины и света — восторжествовала над злом, горем и над самым страшным — смертью, тогда душа радуется этому. Радуется, зная, что Христос Спаситель, по словам апостола Павла, есть «первенец из мертвых» (Кол 1:18). То есть Он не только первым из всех людей воскрес, но и дает упование, дает веру, дает убежденность в воскресении всеобщем, в торжестве жизни над смертью.

Вот это весть евангельская, которая дает глубочайшее удовлетворение всем запросам человеческого духа, которая вдохновляет человека, дает ему силу не только переносить все трудности жизни, но и преодолевать их, не только страдать под действием мирового зла, но и бороться с ним, достигая святых и великих успехов в своей личной жизни и жизни общества.

Поэтому нам дорога весть о Воскресении Христовом, именно поэтому она близка сердцу каждого из нас. Сердце христианина трепещет от радости, когда слышит восторженное приветствие «Христос воскресе!» и отвечает на него словами глубокой веры и сознания ее правоты: «Воистину воскресе!»

Братья и сестры! Будем же с вами радоваться Воскресению Христову! Будем торжественно и свято проводить эти великие дни. Будем стремиться к тому, чтобы великая благодать, которая дается нам в эти пасхальные дни через святую Церковь Духом Святым, действовала в нас в течение всего года, чтобы она являлась основой радостного и светлого мировоззрения, радостного отношения к жизни и ко всему окружающему.

Христос воскресе!

Воистину воскресе!

Аминь.

 

Фото с сайта  www.isidorovskaya.spb.ru

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master