год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Образ


«Тимур» ищет героев


Александра Кендыш
 

На этот год приходится много «круглых» дат. В январе мы отметили семидесятипятилетие со дня рождения о. Александра Меня. Осенью исполнится двадцать лет со дня его мученической кончины. За полгода до смерти он привел группу своих прихожан в Республиканскую[1] детскую клиническую больницу, так что и у Службы милосердия РДКБ в этом году — двадцатилетие. И, значит, как нельзя кстати будет подарок, который привезет в Москву харьковский Театр детей «Тимур»: спектакль «Пожалуйста, живи! Непридуманная история о детской больнице».


 

 

   Автору пьесы А. Калмыковой не раз приходилось писать о «Тимуре» и выросшем из него Духовно-воспитательном центре имени о. Александра Меня. Один из таких очерков назывался «Как работает Бог», и то, что происходит в последние годы внутри замечательного харьковского коллектива и вокруг него, служит живой иллюстрацией этих слов.

В самом деле: нет, пожалуй, другого такого театра, где актеры — дети, в том числе сироты и инвалиды, театра, который рискнул бы поставить полный драматизма спектакль о польском враче и педагоге Януше Корчаке и его Доме сирот, погибших в газовой камере фашистского концлагеря. Многие взрослые предпочитают не травмировать детей жестокой правдой о том, что «мир во зле лежит». Многие — но не Василий Сидин, педагог милостью Божьей, вот уже тридцать четвертый год вытаскивающий то одного, то другого ребенка из ада, в который зачастую превращают их жизнь взрослые. На пафосные дискуссии о том, есть ли у него право заставлять детей страдать на сцене, у Василия Евгеньевича ответ один: «Они не страдают, а учатся сострадать, быть чуткими к чужой боли. Это — лучшая прививка от жестокости, уроки которой преподносят детям кино и телевидение, школа и, увы, семья».

Вот всегда он так: вечно против течения, вечно в меньшинстве! Но не сказано ли в Книге книг о малом святом остатке, который за веру и верность свою будет спасен для Царства? Кто-то же должен этот остаток собрать и сберечь…

Ни свет ни заря в квартире Сидиных — телефонный звонок из интерната для детей-инвалидов: «Нас некому везти сегодня на репетицию!» И Василий Евгеньевич немедленно организует кого-нибудь из старших воспитанников — доставить детей в Дом культуры, а потом проводить обратно в интернат. То, что подобные поручения в «Тимуре» не обсуждаются и выполняются беспрекословно, вам о чем-то говорит?

Что до детей-инвалидов, в спектаклях «Тимура» они, как правило, играют самих себя. С одним только отличием: здесь они счастливы. Тем, что выходят на сцену наравне со здоровыми детьми, что их никто не унижает, что они востребованы, причастны к важному делу и могут послужить другим…

 

В 2008 году, после «Корчака», стало ясно: театр взял новую, очень высокую планку, снижать которую уже нельзя. Конечно, по-прежнему нужны и праздничные, яркие спектакли к Рождеству, на которые стараются в первую очередь приглашать детей из малообеспеченных и неполных семей, воспитанников детских домов и интернатов. В зимние каникулы тимуровцы играют по два спектакля в день, на которых бывает в общей сложности пятнадцать-семнадцать тысяч ребят. Но вновь и вновь Сидину звонят с просьбой повторить спектакль о Корчаке то для педагогов, то для бывших узников концлагерей, то для студентов — за полтора года дано уже тридцать три представления. Значит, такие пьесы нужны? Значит, устали люди от пошлости и цинизма, стосковались по чистым героям, которым хотелось бы подражать, по праведникам,  жизнь положившим за други своя? Да, но где взять такие пьесы? Нынче их не ставят и не пишут. И где искать таких героев?

Идею заронила духовная дочь о. Александра Меня Наталья Большакова, вместе с мужем Василием Минченко героическими усилиями издающая в Риге альманах «Христианос»: сделайте спектакль об о. Георгии Чистякове и детской больнице. Поначалу это казалось невозможным. Корчак — уже история, образ его стал легендой, живых свидетелей тех событий почти не осталось. А о. Георгий — еще не затянувшаяся рана для его родных, для духовных детей. Да и может ли в принципе стать темой театрального представления детская болезнь и смерть — иррациональное зло, объяснить и оправдать которое нечем? Где здесь катарсис — необходимое условие высокой трагедии? Где здесь, в конце концов, Бог?

Это уже вопрос самого о. Георгия — и он звучит в спектакле, который все-таки состоялся. Премьера была сыграна в Харькове 12 февраля и стала событием в городе. Главный результат — собранные за два вечера деньги для отделения детской онкогематологии, на которые будут приобретены дорогостоящие препараты. А еще один результат — бесплатный вагон до Москвы и обратно, выделенный «Тимуру» руководством железной дороги.

Ребята рады, но, как и положено христианам, делают совершенно справедливый вывод: так работает Бог.

Не станем предварять впечатлений тех, кто придет в апреле на спектакль, и заранее посвящать их в подробности. Скажем только, что основа пьесы документальная, многие персонажи узнаваемы, и лишь некоторые детали привнесены автором и постановщиком с учетом непреложных законов сцены. Но пусть оценки выносят зрители, и будет неплохо, если обсуждение пройдет на страницах нашего журнала.

Так что, как сказано у Иоанна, «пойди и посмотри».

 


[1] Теперь Российскую.

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master