год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

События


Новых побед и наград!

 

Пятый международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча» в Обнинске


Дарья Смирнова
 

Монахиня София (Ищенко)

Дарья Смирнова
и Наталья Ермакова

Чудесным подарком от Господа стало для меня участие в Пятом международном Сретенском православном кинофестивале «Встреча», который прошел с 7 по 12 февраля в Обнинске и Калуге. Благодаря руководителю нашей киностудии «Мария» режиссеру-педагогу Наталье Кандудиной мой дебютный фильм-свидетельство «Предчувствие» был послан на этот фестиваль, и, к моему удивлению, его отобрали для участия в конкурсной программе. Уже сам этот факт был значимым — ведь на фестиваль было прислано более трехсот работ, а отобрано жюри для участия в конкурсе всего шестьдесят.

Еще одним фильмом, созданным на киностудии «Мария» и принявшим участие в фестивале, был фильм Натальи Ермаковой «Живые помощи». Эта работа уже получила награду на христианском кинофестивале в Непокаланове (Польша) в прошлом году, и сейчас она также была удостоена специального упоминания жюри и награждена иконой «Сретение». Хочется от всей души поздравить Наталью Петровну, всех организаторов и вдохновителей нашей маленькой киностудии и пожелать новых достойных киноработ, новых побед и наград. Ведь главное в этом то, что фильмы увидит зритель.

 

Автобус от Юго-Западной отъезжал утром воскресного дня 7 февраля. Это был первый воскресный день месяца, а значит день, когда в моей церкви «Ковчег» совершается хлебопреломление. Мне очень не хотелось пропустить богослужение, и я решила поехать на кинофестиваль позже, своим ходом.
В очередной раз я убедилась, что Господь благословляет наши добрые помыслы. На собрании в церкви я попросила моих братьев и сестер в Господе молиться за меня, за мое присутствие на фестивале, за все, что связано с показом моего фильма. Ведь я очень волновалась: помимо того, что это моя дебютная, далеко не совершенная работа, мой первый выезд на подобное мероприятие, так я еще буду одна протестантка среди православного окружения. В своей анкете я искренне написала о своей конфессиональной принадлежности, и то, что организаторы православного фестиваля пропустили фильм, сделанный протестанткой, было само по себе неожиданным.

Так или иначе, но молитва церкви сделала свое дело. Подойдя к автостанции около м. Теплый Стан, я сразу увидела автобус, отправлявшийся в Калугу через Обнинск. Меня приятно удивила стоимость проезда и то, как быстро мы доехали. Сразу по выходе из автобуса мне попалась очаровательная женщина, которая не только объяснила мне, как пройти в гостиницу, но и проводила меня до нее, развлекая по дороге разговорами. Как это часто случается, меня забыли внести в какой-то список, и вещи пришлось оставить у администратора до вечера. Ведь через полчаса уже должна была начаться церемония открытия, и надо было отправляться в Дом Ученых. Еще одна удача: одна из участниц (как я потом узнала) кинофестиваля милостиво подвезла меня до места на своем автомобиле.

Подождав некоторое время, пока соберутся все участники, бывшие до этого на молебне, и отыскав Наталью Петровну, я направилась в зал. Места все были заняты, но нам удалось сесть в третьем ряду. Масштаб мероприятия меня поразил! Концерт, выступление официальных лиц, интересные сценические решения… Во время открытия был продемонстрирован один из фильмов-конкурсантов «Покажи мне радугу». Это фильм о семье, которая воспитывает двенадцать усыновленных детей. Слезы наворачивались на глаза, когда приемная мать рассказывала о

«Трудное счастье»

 

«Живые помощи»

 

«Покажи мне радугу»

 

«Русский монастырь в Дании»

 

«Предчувствие»

 

«Живые помощи»

 

«Солдатская песня»

тех ужасах, которые пришлось пережить этим детишкам с их родными родителями. Нищета, голод, издевательства… Я думала: как такое возможно? Как можно назвать цивилизованной страну, где такое происходит с детьми? И какой надо обладать духовной и физической силой, любовью, чтобы этому противостоять, чтобы не разговорами, а делом помогать несчастным детям...

В конце церемонии всех участников фестиваля попросили выйти на сцену и помахать зрителям красными шелковыми шарфиками с фестивальной символикой. В трех шагах от меня на сцене стоял один из моих любимых артистов — Алексей Петренко, и я поняла, что получила еще один подарок от Бога в этот день.

Много радостного было еще на кинофестивале. Господь устроил так, что меня поселили с чудесной соседкой — сотрудницей белорусской телерадиокомпании Аллой Соловьевой. Мы по-настоящему подружились и много времени проводили вместе. Фестиваль свел меня и с другими замечательными людьми, что было полезно для меня как в личном, так и в профессиональном планах.

Большая часть фестивального времени была посвящена кинопросмотрам, на которые я ходила с искренним желанием. Ведь очень хотелось увидеть фильмы профессионалов, понять общий уровень работ-участников, ощутить в полной мере атмосферу кинопраздника. И еще узнать, как, используя какие сюжеты и какие художественные средства, авторы фильмов прославляют Господа и Его дела.

Не могу сказать, что в этом смысле у меня не было разочарований. Конечно, я посмотрела далеко не все работы (ведь кинопоказы шли параллельно в разных местах, и всюду было просто физически не успеть). Но в большинстве работ, которые я посмотрела, мне не удалось ощутить присутствия Духа Божьего. Многие работы рассказывали о каких-то культурных и исторических памятниках: о старинных монастырях и храмах, которые реставрируются, передаются церкви, освящаются. Я все время ждала, когда же скажут о Боге, о нашем Спасителе, ради Которого и во имя Которого все эти храмы и монастыри были когда-то построены. Но, к сожалению, речь шла по большей части о произведениях рук человеческих и о том, какие мы, современные люди, молодцы, что заботимся о прошлом, о нашем наследии. (Ну и, соответственно, какие были молодцы наши предки.) То же можно сказать и о фильмах, повествующих о строительстве новых храмов. Мне все время хотелось спросить: «А где же тут Бог?» Может, и надо было задать такой вопрос авторам, — не знаю.

Некоторые фильмы (например, «Сны» Н. Черной и прот. А. Овчаренко о недопустимости абортов) поднимали очень важные духовные и общественные проблемы, но, к сожалению, оставляли желать лучшего с художественной точки зрения. Вообще, когда фильмы становилось смотреть скучно, я сразу задумывалась: «А почему? А что мне в следующем моем фильме сделать так, чтобы зрителю было интересно до самого конца?» В этом смысле я радовалась за свое «Предчувствие» — ведь мой фильм был самым коротким из всех фестивальных работ, он длится всего пять минут. Избитую фразу, что «краткость — сестра таланта», во время фестивальных просмотров хотелось напомнить многим режиссерам.

То, что гран-при фестиваля удостоился фильм «Пространство жизни» Виктории Фоминой, на мой взгляд, было вполне логично и объяснимо. Когда мы уже ехали в Москву, мы разговорились с председателем жюри Аллой Золотухиной, и она призналась, что члены жюри стояли перед выбором: присудить ли главный приз этому фильму или же работе датского режиссера Пермиллы Роуз Грёнкьер «Русский монастырь в Дании». И я понимаю эти колебания! Если честно, то последняя работа меня просто потрясла: она сделана на высокопрофессиональном уровне, настоящее европейское кино. Часовой фильм смотрелся на одном дыхании. Мне показалось, что ни с режиссерской, ни с операторской, ни с точки зрения сценария придраться было не к чему. Но, размышляя позже над обеими работами, я согласилась с мнением жюри. Фильм об академике Борисе Раушенбахе, который в советское время смело высказывал мысли о существовании духовного мира и утверждал, что подлинная наука не отрицает, а подтверждает существование Бога, более соответствовал званию победителя. В этой работе присутствовал и дух эпохи, и человеческий дух, и Дух Божий, который вел героя фильма через всю его непростую и насыщенную событиями жизнь.

Я могу назвать еще несколько фильмов, которые произвели на меня впечатление. Это, конечно же, работа известного режиссера-кинодокументалиста Сергея Мирошниченко «Слово» — рассказ об Александре Солженицыне, в основном, о последних днях его жизни. Также впечатлил фильм «Крещение ведомого» А. Васильева о жизни православного священника в Казахстане — человека нестандартного, энергичного, с непростой историей обращения к Богу. Назову еще работу Н. Чуева «Трудное счастье. Неисповедимы пути Господни». Это фильм о счастливой многодетной семье, о мужчине и женщине, которых Господь соединил, хотя в юности они оба думали о монашестве.

Пару слов хочется также сказать о чудесных анимационных работах, представленных на кинофестивале. Вот уж от просмотра чего не бывает скучно! Мне очень понравился мультфильм «Солдатская песня» Е. Черновой по сказке Саши Черного. Посмотрите, получите настоящее удовольствие!

Четвертый фестивальный день ознаменовался конференцией «Кино глазами православного человека». К моему удивлению, большинство выступающих (а выступить мог каждый участник) говорили абсолютно правильные вещи, почти под каждой я могла подписаться. Это дало мне ободрение: значит, те недостатки православного кинематографа, которые бросились в глаза мне, были заметны и всем остальным тоже. Было жалко немножко, что слово «православный» обычно подменяло слово «христианский». И потому тем радостнее в конце дискуссии было услышать о том, что верующим режиссерам необходимо стремиться к христоцентричности в своих работах. Ведь действительно, наша миссия будет выполнена только тогда, когда во главе любой работы, любого творческого процесса, да что там говорить — во главе жизни христианина (православного или не очень) будет поставлен Тот, Кто является нашим Спасителем и Заступником, Иисус Христос.

В то время как участники фестиваля знакомились с работами коллег и представляли свои работы зрителю, члены жюри находились в гостинице и в очередной раз отсматривали присланные на конкурс фильмы, чтобы определить победителей. Помимо гран-при были предусмотрены награждения в номинациях: лучшее профессиональное игровое кино, лучшее профессиональное документальное кино, лучшее непрофессиональное документальное кино, лучшее профессиональное анимационное кино.

Для участников фестиваля была подготовлена интересная духовная, творческая и культурная программа. В рамках форума прошли мастер-классы, презентации, профессиональный клуб, конференция «Кино глазами православного человека», были организованы экскурсии в «Этномир», в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, обзорная экскурсия по г. Калуге, поездка в Оптину пустынь с участием в молебне.

В рамках кинофестиваля были проведены несколько встреч со зрителями: встреча детской аудитории с детьми-артистами кино, встреча ветеранов с режиссерами батального кино, были организованы круглые столы для педагогов «Кино как средство духовно-нравственного воспитания» и для семинаристов Калужской семинарии «Использование кино в миссионерских целях». Чудесным подарком для жителей Обнинска стала возможность посещения творческого вечера всеми любимого актера Алексея Петренко и вечера памяти Василия Шукшина с участием Лидии Федосеевой-Шукшиной.

В необычайно торжественной обстановке прошла церемония закрытия фестиваля и вручение наград.

Кинофестиваль «Встреча» проходит уже в пятый раз, и бессменным его организатором и вдохновителем является монахиня София (Ищенко). Эта чудесная хрупкая женщина, с лица которой никогда не исчезает добрая улыбка, несет на себе непростую ношу. Она убедительно и успешно доказывает необходимость и значимость этого форума перед высшим духовенством и руководством РПЦ и административными структурами Калужской области и городов Калуги и Обнинска, на киноплощадках которых проходят фестивальные показы. Матушка София искренне любит свою Калужскую землю и хочет сделать культурную жизнь на ней более интересной и насыщенной.

 

ВверхСчетчики

                Рейтинг@Mail.ru  


Счётчик © 2001 - . «Дорога Вместе»
Web-Master