год
Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо Гостевая книга
Вернуться

Версия для печати  

Соль земли


Радость ваша да будет совершенна (Ин 15:11)

Из выступлений на фестивале «Мир Христов», 1993 г.


Фестивали «Мир Христов» (1991, 1992, 1993, 1999), а также фестиваль «Воскресение Христово видевше...» (2006) — встречи христиан и христианских лидеров — священников, пасторов, проповедников из разных стран и христианских деноминаций, многие из которых приезжали в Россию на наши фестивали специально для того, чтобы поделиться с нами тем, что было для них самым дорогим: любовью Христовой, теми открытиями, которые Он подарил им на их пути — чтобы эти открытия помогли и нам здесь, в России после 70 лет безбожия обрести крепкую веру во Христа и жить настоящей жизнью, наполненной Его милостью и любовью. В разные годы на разных встречах присутствовало до тысячи человек (например, в 1991 г. в большом зале ДК МАИ), многие побывавшие на фестивале свидетельствовали о том, какую роль сыграли те или иные события и выступления на фестивали в их жизни. Многие люди приняли решение креститься, и пройдя после фестиваля курс катехизации (т.е. занятий по подготовке к таинству Св. Крещения), стали серьезными и активными членами Церкви. Мы предлагаем вам несколько выступлений — наших гостей, а также отца Георгия Чистякова, который тогда еще был в сане диакона.

 

Свящ. Даниэль-Анж:

Радость Духа Святого

Мы слышали только что, что цель прихода Господа на эту землю — это распространять повсюду радость Божию. Еще до Рождества Господь настолько жаждал поскорее послать эту радость, что первым словом, которое Он сказал Марии, было: «Радуйся!» И радость была Ей дана не для того, чтобы ее сохранять. Мария бежит к Елизавете, и что происходит с Иоанном Крестителем? Он танцует от радости. Иисус не хотел ждать того момента, как Он будет лежать в яслях, чтобы передать эту радость, — и еще во чреве Марии Он передает эту радость. Но что это, кто это — радость Иисуса?

Во время последней трапезы Иисус семь раз говорит о Духе Святом и семь раз — о радости. До последнего момента Он хранит эту тайну Своего сердца, и в это время произносит семь слов радости, как в Нагорной проповеди девять раз произносилось слово «Блаженны»… Радость — это личность. Эта радость Господня такая сильная, что это личность, это не ощущение, не эмоция, это ощущение Духа Святого. И когда Иисус говорит: «Я дам вам радость Свою», Он говорит: «Я дам вам радость — Духа Святого». И Григорий Палама[1] замечательно объясняет то, как Отец находит столько радости в Сыне Своем, и Сын находит

столько радости и счастья в Отце: это взаимная радость перехода от одного к другому, потому что это любовь одного и другого: «Я становлюсь как Отец, а вся Моя радость — в Нем». И Отец будет так счастлив, что скажет мне и тебе — ты Моя радость. Каждый из нас становится радостью Отца, когда мы делаем Иисуса всей нашей радостью. Это не что иное, как дар Духа Святого, это самый большой подарок Божий. Именно поэтому в Пятидесятницу радость начала изливаться и передаваться. Но деяния апостолов не закончены, Евангелие не закончено, и вся история Церкви — это то место, из которого радость Божия изливается и дает радость этому миру. Миру, в котором нет ничего, кроме смерти и печали. И Церковь — как Дева Мария, потому что она несет в себе единственного Сына.

Радость передается, переходит от одного к другому, и мы видим это в жизни святых. Я все время читаю жизни святых! У меня уже тысячи друзей, которые ждут меня на небе, и я уже знаю столько всего об их жизни. Святые — это Евангелие во плоти, это Евангелие пережитое. Никто так не счастлив, как святой. Это первая внешняя характеристика святых, — передающаяся радость, заразительная радость. Святые, которых мы считаем большими аскетами, настолько светились радостью, что, когда св. Антоний, один из первых пустынников, шел в Александрию, то это была катастрофа для всех юношей этого города, потому что все их невесты, когда видели Антония, влюблялись в него. Но на самом деле они влюблялись в Иисуса, Который давал эту радость Антонию. А когда св. Бернар ходил по Франции, матери забирали своих детей с улицы, потому что все мальчишки сразу же решали стать монахами, потому что они видели, что это дает столько радости. И брак тоже может стать потрясающим источником радости. Я хочу процитировать св. Серафима, настоящего пророка радости нашего времени. Когда я еще пел, я был всегда рад, и тогда, когда я видел моих братьев грустными и усталыми, я старался развеселить их и рассказать что-то смешное, ибо радость убирает усталость — ту усталость, которая приносит печаль. Печаль — это самое страшное и плохое, как говорит св. Серафим. Нужно помогать духу человеческому держаться в радости перед лицом Божиим. И он говорил однажды, что есть источник этой радости. Когда его спросили, что значит быть в полноте радости, Серафим ответил: «Когда Дух Божий нисходит на человека и наполняет его Своей полнотой, душа наполняется этой удивительной радостью, ибо Дух Святой претворяет в радость все, чего Он касается. Наша печаль претворится в радость». Дай Духу Святому коснуться тебя. Все, чего Он касается — превращается в радость. У св. Серафима был такой взгляд, что невозможно было не радоваться. И если он мог каждому сказать «радость моя», то это потому, что еще раньше он сказал это Господу Иисусу Христу. Он получил этот взгляд Иисуса, который дает нам возможность видеть лучшее в каждом, самое прекрасное — в каждом, и я могу сказать каждому: «Ты — радость моя. Я делаю тебя моей радостью. Я знаю твои ошибки, твое несовершенство, я все это знаю, но ты — радость моя». И когда мы можем сказать это детям, супругам, родителям, друзьям — жизнь преображается. Мы начинаем видеть все самое лучшее в каждом. Смотреть, как Бог смотрит… И  действительно, каждый становится нашей радостью, и мы живем от радости к радости. И в своем завещании Серафим скажет: «Благодарите Бога за все, будьте всегда радостны, наша радость от всех мелочей жизни претворится однажды в полноту». И он жил в ожидании полноты этой радости. И даже если наша келья наполнена тараканами, клопами и прочими букашками, мы должны согласиться на них, чтобы иметь эту радость, которую Бог приготовил тем, у кого ее нет. И еще одна потрясающая деталь из св. Паисия Величковского. Я хотел бы принести каждому человеку радость от Бога, и, пусть сегодня вечером каждый попросит для другого этот подарок: — «Дай мне этот дар нести каждому: семье, друзьям — всем, кто вокруг меня, дай мне принести им радость Божию». На своем смертном одре он сказал: «Для меня и для тебя это будет счастьем». И он умер с этими последними словами счастья. Это будет счастьем — увидеть Бога. Св. Серафим назвал матерь Божию радостью всех радостей, и, когда он говорил, что она — ужас для демонов, это потому, что демоны ничего так не боятся, как радости Божией. И он говорил Марии: «Наполни мое сердце радостью, ибо Ты получила радость и можешь исцелять всякую печаль». И эта радость гораздо глубже, чем все испытания. Сатана будет работать, чтобы отобрать у вас вашу радость. Да будет ваша молитва радостью встречи с Иисусом.

Я хочу дать вам маленький ключик к каждодневной радости. Однажды я понял, что это был ключ к радости о. Александра Меня. Во всем, что он писал, он говорит, что нужно жить настоящим моментом. Я не могу стяжать радость Божию нигде, кроме как в настоящем моменте. Прошлое покоится в милосердии Божием, будущее еще сокрыто в руках Отца, и единственный момент, который принадлежит мне, в который я могу совершить что-то большое и прекрасное для радости Божией, когда я могу обрадовать Духа Святого, — это настоящий. Я могу обрадовать Духа Святого. Ап. Павел говорит, что Его можно опечалить. И если Его можно опечалить, значит, Его можно и обрадовать. Люди плохо понимают, насколько важен каждый момент, когда они начинают служить другим. Служить другим — это неисчерпаемый источник радости. Гораздо больше счастья отдавать, чем получать. Это слова Иисуса, записанные в Деяниях.

Мое благодарение Богу бесконечно. За радость, за страдания, за людей, за весь мир, ибо все — от Него. Когда я принимаю все из рук Божиих, даже страдания, как можно не быть счастливым? Когда я принимаю жизнь как дар Божий, имею глаза, чтобы видеть, ноги, чтобы бегать, — я благодарю Бога за каждое утро, когда я могу сам встать.

Переполнен ли я радостью от того, что я ребенок Божий? Наша жизнь очень слаба и хрупка, но это повод для того, чтобы жить каждую секунду, любить каждую секунду в полноте, потому что, может быть, завтра я буду на небе. Отец Александр… Поэтому у него было сердце ребенка. И если св. Серафим был так радостен, когда он качался на качелях вместе с детьми, что епископы  осуждали его, то он воистину ребенок. Чтобы быть всегда в этой радости, попросим у Господа сердце ребенка, и у нас будет эта радость, которую никто не сможет отнять у нас никогда и которая будет истекать с креста. И эта радость — огромный подарок, который я прошу не только для каждого из вас, но для всего вашего народа, народа России, который столько страдал, в котором было пролито столько крови. Да возрадуется он теперь этой радостью Бога!

Сейчас время Воскресения в Церкви, я вижу Иисуса, воскресающего в России. Можно пытаться на нескольких веков запереть Церковь в катакомбах, но ни один камень не способен удержать Церковь в могиле. Обязательно наступит момент, когда камень отвалится, и Церковь выйдет живая, потому что это церковь Воскресения, Пасхи.  После такой долгой зимы наступило время пасхальной радости. Станем же людьми пасхального времени и времени Пятидесятницы. И однажды ваш народ пойдет по всему миру, чтобы передавать повсюду эту радость Духа Святого.

 

Диакон Георгий Чистяков:

Любовь, полная радости

О. Даниэль-Анж открыл нам сегодня одну тайну: то, что радость и Дух Святой — где-то очень близко друг от друга. На языке библейском это означает не одно и то же, но на языке, котором мы молимся, это уже одно и то же. И, как о. Даниэль, представляющий Церковь Запада, ссылался на старцев Востока, так и я, представляющий Церковь Востока, сошлюсь сейчас на одного из старцев Запада.

Перед великим аскетом, тружеником и переводчиком — блаженным Иеронимом встал вопрос, как передать средствами латинского языка слово «любовь» — «агапэ». Он долго не мог понять, как это сделать, пока не взял латинское слово «caritas», которое значит, что кто-то дорог, приятен, и вставил одну букву h, как мы теперь пишем, «charitas», и сразу зазвучало греческое слово «hаrа» — «радость». И вот этот пустынник, с одной стороны, величайший молитвенник и аскет, а с другой — замечательный, величайший ученый, восхитительный переводчик Библии, шестнадцать веков назад в слово «любовь» вставил одну букву, и зазвучала тема, скрытая в греческом и в иврите, — это не просто любовь, а любовь, полная радости. Но если мы еще внимательнее прочтем тексты как раз пустынников Востока, то увидим, что слово «радость» походит на еще одно слово, часто встречающееся в церковной жизни и тоже, честно сказать, далеко не всем понятное. По-русски оно звучит как «благодать», а по-гречески это «haris». И когда отцы-пустынники говорят о жизни в Духе Святом, они постоянно эти два слова путают: «hara» и «haris». Т.е. и благодать, и радость, и Дух Святой сливаются в одно единое целое.

И тогда, когда это сливается не только на словах, не только на кончике языка, а во всем нашем существе в одно единое целое, тогда мы действительно христиане и можем смело идти и проповедовать Христа распятого и Воскресшего, потому что мы знаем, что любовь, Дух Святой и радость неразделимы. И радость этих дней, нашего братского общения с о. Калеви, о. Даниэлем, о. Максимом, со всеми, кого можно и невозможно назвать по имени, радость эта и заключается в том, что люди разных языков, культур и традиций почувствовали, что все это второстепенно, потому что среди нас — Воскресший Христос!

 

Калеви Лехтинен[2]:

Бог знает нас

Для меня это очень трудная тема. Я очень серьезный человек с большими заботами, и, особенно в прежней жизни, мне было очень трудно чувствовать радость. Одной из причин, приведших меня к Господу Иисусу, было то, что я услышал, что Он обещает радость. И когда я читал Библию, было удивительно, насколько слово «радость» связано с Господом Иисусом. И уже когда Исайя возвещает приход мессии, он говорит о людях, которые сидят во тьме и видят великий свет. Четыре раза в одном стихе он использует слово «радуйтесь». Когда Господь родился в Вифлееме, Ангел сказал: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям...» (Лк 2:10). И этой радостью была Рождение Иисуса. И, где бы Иисус ни ходил, ни говорил с людьми, — это была огромная радость. Однажды Он увидел Закхея на дереве, позвал его, и Закхей с радостью принял Его, и был праздник в его доме.

Однажды Иисус шел из Иерусалима в Галилею и пришел к городу самарянскому, где была грешная женщина. Он начал говорить с ней. И когда она поняла, что Иисус — Мессия, она так обрадовалась, что оставила кувшин у колодца и побежала в город и приглашала людей прийти к Иисусу... Множество людей, которых Он накормил благословленными хлебами — можно представить себе их радость! И это чудо, о котором говорят все четыре Евангелия. Ученики пытались вытолкнуть тех, кто приводил детей к Иисусу, и тогда Иисус сказал: «Пустите детей приходить ко мне». И Он взял их на руки, и я всегда представляю себе улыбку ребенка, находящегося на руках у Иисуса… Представьте себе семью начальника синагоги. Умирающую дочь. И Иисуса, говорящего: «Встань!» И она встает. Семья была так рада, что Иисусу пришлось им напомнить, чтобы они дали девочке поесть. И может, мы представим себе эту женщину, взятую в прелюбодеянии. Иисус прощает ей  ее грех. Представьте себе ее: она была виновна и ожидала смерти, но она услышала от Иисуса весть о прощении  и получила возможность новой жизни. Когда Иисус пришел в Иерусалим в последний раз, была огромная толпа. Это была первая община «Осанна», они кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Они были так рады, что стелили одежду на дорогу, потому что Господь Иисус Христос — Господь радости. И затем, когда после Воскресения Иисус явился Своим ученикам, в Евангелиях от Луки и Иоанна сказано, что они испытали огромную радость. А когда Он вознесся на небеса, они были «полны радости и хвалы», потому что Он послал Духа Святого, и Тот наполнил учеников, а когда Святой Дух наполняет человека, это всегда радость. И сразу, как только сошел Дух Святой, возникла Церковь (Деян 2). Они пребывали в учении апостолов, в молитве и преломляли хлеб, и разделяли трапезу с радостью, и это была самая радостная группа, которую только можно себе представить. И поэтому новые люди хотели прийти к Господу, в Его церковь. А позднее апостолы Петр и Иоанн пошли в храм, и там был расслабленный человек, просивший милостыню. И Петр сказал: «У меня нет денег, но я даю то, что у меня есть. Во имя Иисуса Христа из Назарета — встань и ходи!» Пошел ли этот человек? Да. Он начал прыгать от счастья. И это огромная радость, когда Иисус исцеляет.

 Когда апостол Павел отправился проповедовать Евангелие в Малую Азию, он пришел в Антиохию. Это было трудное время! Церковь возникла там, и Лука пишет в Деяниях, что ученики были исполнены Святого Духа и радости. Наконец, апостолы Петр и Павел пришли в Европу. Они были в первом европейском городе — Филиппах, и их тут же посадили в тюрьму. И в полночь, сидя в тюрьме, они пели и хвалили Бога. Это была радость! И произошло землетрясение, и кандалы упали с них, а тюремщик думал, что все сбежали, и собирался покончить с собой, но апостол Павел привел его к Иисусу Христу: «Веруй и будешь спасен». Тюремщик привел апостолов в свой дом, накормил их, и затем Лука говорит, что тот возрадовался, потому что пришел к Богу, он и весь дом его. Вы видите, что всегда есть радость, когда люди и Иисус встречаются друг с другом. И когда я был молод, это привлекло меня в христианстве.

Я говорил, что был очень тревожен в молодости. Может, я такой по природе — серьезный и меланхоличный, мне трудно говорить с людьми. В детстве у меня была боль — война, восемь сотен русских бомб были сброшены на Хельсинки, как-то, помню, мы провели целую ночь в бомбоубежище. И я благодарю Бога за то, что мы можем теперь быть вместе с вами, славить Бога и проповедовать Евангелие и что эти времена прошли. Но когда война закончилась, мои родители развелись, и это тоже было очень больно для меня. Многие годы я искал смысл жизни, и я нашел его отнюдь не легко. Философия не могла помочь мне. Однажды я встретил двух молодых людей: парня и девушку, которые сказали мне о любви Иисуса и процитировали Его слова: «Я пришел, чтобы вы имели жизнь, и имели с избытком». Наконец, я пошел с ними на христианскую встречу, и когда я увидел этих людей, я увидел в их жизни эту спокойную радость, которой мне так не хватало. И я осознал, что если я хочу быть честным, то я стремлюсь быть с Господом Иисусом. Мне показали слова Иисуса: «Се, стою у двери и стучу». И когда меня спросили, хочу ли я принять Иисуса в свое сердце, я сказал, что я настолько грешен, что Иисус не придет в мое сердце. Но мне показали другое слово Иисуса, где Он говорит: «Приходящего ко мне не изгоню вон». Это дало мне мужество, мы молились вместе, и я сказал: «Иисус, приди в мою жизнь». Я знаю, что это произошло, потому что Иисус исполняет Свои обещания. Это не было сильным эмоциональным переживанием, но я знаю, что до этого момента я удалялся от Иисуса, но теперь, при всей моей слабости, моя рука была в Его руке, и мы шли вместе. После этого были многие годы борьбы, я очень мало знал об Иисусе, я начал читать Библию, но не понимал ее. И я открыл послания Павла к коринфянам, и все, что я понял — это то, что христиане борются друг с другом. И я сказал: предполагается, что они христиане. Я пытался молиться, мне было трудно сосредоточиться на мысли об Иисусе, я думал о своих подругах, о школе, о спорте. Я не знал, интересует ли это Иисуса, и мне было нечего сказать Ему. Потом я понял, что есть люди, которых я не могу любить. Я сжимался, когда мне надо было сказать несколько слов об Иисусе друзьям. Христианские друзья сказали мне: «Калеви, ты только в начале христианского пути, ты должен расти». Но сами по себе попытки расти не дают вам роста. Вы не можете взять ребенка и растянуть его, чтобы он понял, что такое рост. У меня ничего не получалось. И мне сказали: «Все зависит от веры, просто верь». Но попытки веры — это тоже не вера. Пытаться верить — это дела, и в Библии дела противопоставляются вере. Чем больше вы «пытаетесь», тем меньше вам удается.

Самая трудная проблема была с моим грехом — когда я вложил свою руку в руку Иисуса, я думал, что никогда не буду грешить. И затем у меня появилась мысль: «А что, если я согрешу?» И я стал записывать в тетрадку все свои грехи. В конце недели у меня было около десяти страниц, заполненных описаниями грехов, и я был очень несчастен. Что-то в моей жизни не работало. После второй недели я увидел еще двадцать новых страниц с грехами. И я сжег эти тетради. Не хочу, чтобы вы тоже пытались записывать свои грехи, потому что это уводит ваше внимание от Господа Иисуса. И это концентрирует вас на вашей собственной греховности...

Для всего есть решение в Иисусе. Я начал изучать богословие, чтобы стать работником для Бога. Я проповедовал молодым людям, многие хотели следовать за Иисусом, но говорили, что они очень грешные и что ничего не получается, они не знали, что должны делать... Мне нечем было помочь им, и я говорил только: «Продолжайте». Я помню момент, когда я прочитал стих, являющийся темой вечера: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет» (Ин 15:11). Я знал, что это не так в моей жизни, что это означает такое наполнение, когда чаша переполнена через край, но моя чаша была пуста. И наконец я решил, что мне надо остановиться. Как я мог проповедовать другим, если в моей собственной жизни не было решения? И когда я принял решение изменить направление своих исследований, Бог дал мне ответ. Я читал 102-й псалом, дошел до 14 стиха, где Давид говорит о Боге: «Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть». Это странный стих, я думал об этом слове — «персть». Что это? Это пыль, то, что не имеет ценности и значения. И внезапно мне пришла мысль — в этом стихе я увидел, что Бог тоже знает это. Он знает, что я недостоин, бесполезен, не способен ничего сделать, потому что Он сотворил человека из праха, но, даже зная, кто я таков, Он любит этот прах так сильно, что отдал единственного Своего Сына, чтобы Он умер на кресте за этот прах. И поскольку я был не способен выполнить волю Божию, Иисус все это сделал за меня, и я стал свободен. И еще я понял, что Бог ничего не требует от нас, потому что мы не способны что-то делать, и поэтому Его Сын выполнил вместо меня Его закон. Я понял, что я не под законом, а под неотменимой благодатью Божией. Я понял, что, хотя я и недостойный прах, но я очень ценен для Бога, потому что Он заплатил высшую цену, которую только Бог может заплатить, — отдал на смерть Своего единственного Сына Господа Иисуса Христа. Тем самым Он явил, что моя ценность перед Ним равна ценности Иисуса.

Никто никогда не ставил так высоко ценность человека, как Бог, Который отдал на смерть Иисуса Христа. Я нашел ответ! И я стал читать Библию уже новым человеком. Ключевыми словами было уже не «делай это, не делай то», но «Совершилось!» Иисус сделал это, и это откровение благодати Божией — предназначение, которое Он дал мне благодаря Господу Иисусу. Это до сих пор основание моей жизни. Я все еще смущаюсь и беспокоюсь, но знаю, что глубоко в моей жизни есть поток радости, и когда я смотрю в любящее лицо Иисуса, то переживаю эту радость и знаю, что то, что совершил Иисус, Он сделал для всех нас.

«Последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой"» (Ин 7:38). Это важнейшее обетование. Забудьте все свои препятствия и придите к благодати Иисуса, позвольте Ему дать вам живую воду — воду радости. И Он хочет сделать это, а вы хотите это принять, не так ли?

 

[1] * Ср.: «Предвечная Радость Отца и Сына есть Святой Дух как общий Обоим» (Gregorius Palamas. Capita CL physica, theologica, moralia et practica. 36//PG. 150. Col. 1145; рус. пер.: Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию / Пер.: А. И. Сидоров // Богословские труды. М., 2004. Сб. 39. Отд. изд.: Краснодар, 2006). — Прим.ред.

[2] Калеви Лехтинен — пастор лютеранской церкви, широко известен в христианском мире своими замечательными проповедями. Неоднократно бывал в Советском Союзе, в России. Был главным проповедником  «Миссии "Волга"» (1992 г.), в которой вместе участвовали протестанты, православные и католики как из России, так и из-за рубежа.

[an error occurred while processing this directive]